Функциональная грамотность 

 Функциональная грамотность – один из актуальных навыков, которые нужны современным школьникам. Сам термин «функциональная грамотность» возник более полувека назад: в 1957 году речь шла о базовых навыках чтения, счета и письма, которые позволяли человеку решать простейшие задачи, связанные с функционированием в социуме. Сегодня же мы говорим о способности человека использовать знания и приобретенные навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач.

 Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

 Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции - способности o критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; o осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; o вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового .


Федеральный уровень

 

Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

 

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

 

Региональный уровень

 

Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге январь 2022

 

Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

 

Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О проведении работы по функциональной грамотности для 6-х классов»

 

Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 31978-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»

 

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование н оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»


Школьный уровень

 

План мероприятий (Дорожная карта), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2021-2022 учебный год ГБОУ СОШ № 156 Калининского района

 


2022 год


NTCNDGHK BHYFCV

 

 Информация о программе «Пушкинская карта»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08-го сентября 2021 года № 1521 в качестве меры социальной поддержки с 01-го сентября 2021 года предусмотрена выплата гражданам Российской Федерации в возрасте от 14-ти до 22-х лет в 2021 году в размере 3 тысяч рублей, с 2022 года – 5 тысяч рублей в целях посещения ими мероприятий, проводимых организациями культуры.

Указанным Постановлением утверждены «Правила реализации мер по социальной поддержки молодёжи в возрасте от 14-ти до 22-х  лет для повышения доступности организаций культуры», которые устанавливают порядок и условия реализации программы социальной поддержки молодёжи в возрасте от 14-ти до 22-х лет для повышения доступности организаций культуры «Пушкинская карта».

Для участия в программе «Пушкинская карта» необходимо:

  1. Зарегистрироваться на портале «Госуслуги».
  2. Подтвердить учётную запись.
  3. Установить мобильное приложение «Госуслуги.Культура».
  4. Получить Пушкинскую карту – виртуальную или пластиковую карту платёжной системы «Мир».
  5. Выбрать мероприятие из афиши в приложении.
  6. Купить билет в приложении, на сайте или в кассе организации культуры.

 Наставничество

Федеральные документы

Письмо Министерства просвещения РФ от 23.01.2020 № МР-42-02 “О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций” 

Письмо Министерства Просвещения РФ от 21.12.2021 № АЗ-112808 “О направлении методических рекомендаций”

Распоряжение Министерства просвещения РФ № Р-145 от 25 декабря 2019 года “Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися”

Указ Президента “О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника”

Региональные документы

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 746-р от 08.04.2022 “О создании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников”

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга  № 623-р от 30.03.2022 “Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников”

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 1457-р от 27.07.2020 “О внедрении методологии( целевой модели) наставничества”

 

Приказ №249 " О внедрении целевой модели наставничества"


Приказ №264 " Об утверждении Положения о наставничестве, Программы наставничества, плана реализации целевой модели наставничества и начале реализации проекта".


Программа наставничества


Положение о Программе наставничества


Положение о наставничестве


Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников 


Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников 


Работа с молодыми педагогами

    Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в нашей школе традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы.
Профессиональная адаптация педагога в нашем понимании - это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности, общения и установление взаимоотношений с педагогическим, родительским, ученическим коллективами. Профессиональная адаптация зависит не только от приобретения знаний и сформированности профессиональных умений и навыков, но и от наличия профессионально значимых личностных качеств. Успешное становление учителя в личностном и профессиональном плане происходит, когда он приступает к самостоятельной работе.
  Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что начинающим учителям не хватает педагогического опыта. Сложности вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление документации, осуществление классного руководства.
  Специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной профессии. Поэтому молодым учителям нужна постоянная методическая помощь. От рационального распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами зависит эффективность процесса профессиональной адаптации. 

Цель работы с молодыми и вновь прибывшими педагогами:  создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Создать условия для профессиональной адаптации молодых и вновь прибывших учителей в коллективе.
2. Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
3. Обеспечить постепенное вовлечение молодых и вновь прибывших учителей во все сферы школьной жизни.
4. Включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность.
5. Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя.
6. Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям.

Обучение молодых специалистов ведется через:
1) обучение педагога на рабочем месте, практика наставничества, участие в работе педагогических объединений;
2) самообразование – самостоятельное изучение образовательной программы, работа по плану саморазвития;
3) обучение на курсах повышения квалификации;
4) организация методического сопровождения деятельности молодых специалистов.

vrew

 Работа с молодыми специалистами, малоопытными педагогами и вновь прибывшими педагогами

 Приложение №1 : первый год работы

 Приложение №2: второй год работы

 Приложение №3: третий год работы

 Приложение №4: Сопровождение педагога, не имеющего статус молодого специалиста, прибывшего в ОУ

 Приложение №5 примерный план работы наставника с молодым специалистом

Приложение №1 

1.

1. Презентация программы работы Школы молодого учителя.

2. Знакомство с локальными актами школы.

3. Микроисследование «Потенциальные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы»;

сентябрь

Зам. директора по УВР

2.

1. Методы изучения личности школьника.

2. Требования к плану воспитательной работы класса. Методика разработки плана воспитательной работы.

Октябрь

Зам. директора по ВР

3.

1. Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы и формы уроков.

2. Практикум «Самоанализ урока».

3.Обсуждение «Факторы, влияющие на качество преподавания».

Ноябрь

Зам. директора по УВР

4.

1. Проблемы мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.

2. Способы организации работы учащихся с учебником, учебным текстом.

Декабрь

Зам. директора по УВР

5.

Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся.

Февраль

Зам. директора по УВР

6.

1. Круглый стол «Дидактические требования к современному уроку»

2. Микроисследование «Приоритеты творческого саморазвития».

Апрель

Зам. директора по УВР

 

Посещение уроков и внеклассных мероприятий, с последующим развернутым анализом, осуществление индивидуальных консультаций, помощь в решении текущих проблем

В течении года

Администрация школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2 

1.

1. Развитие творческих способностей учащихся.

2. Микроисследование «Оценка уровня творческого потенциала личности».

Сентябрь

Зам. директора по УВР

2.

Индивидуализация и дифференциация обучения – основные направления современного образования

Октябрь

Зам. директора по УВР

3.

Изучение нового материала с использованием дифференцированных заданий.

Ноябрь

Зам. директора по УВР

4.

Деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью.

Декабрь

Зам. директора по УВР

5.

Микроисследование «Проблемы молодых учителей».

Февраль

Зам. директора по УВР

6.

«Дисциплина учащихся : эффективные способы поддержания»

Март

Зам. директора по ВР

7.

Круглый стол « Мои достижения и педагогические находки»

Май

Зам. директора по УВР

8.

Посещение уроков и внеклассных мероприятий, с последующим развернутым анализом, осуществление индивидуальных консультаций, помощь в решении текущих проблем

В течении года

Администрация школы

       

    Приложение № 3. 

1.

1. Культура педагогического общения.

2. Микроисследование «Выявление тенденций к приоритетному использованию стилей педагогического общения»

Сентябрь

Зам. директора по УВР

2.

1. Основные качества устного ответа, подлежащие оценке.

2. Обсуждение «Отметка и оценка – одно и то же?»

Ноябрь

Зам. директора по УВР

3.

1. Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся.

2. Обсуждение «Домашнее задание: как, сколько, когда?»

Декабрь

Зам. директора по УВР

4.

1.Особенности подготовки и проведения открытого урока.

2. Внеклассная работа по предмету.

Январь

Зам. директора по УВР

5.

1. Навыки коммуникации и общения в современном образовании

2. Семинар «Имидж современного учителя».

Февраль

Соц. педагог

6.

1. Потребность в успехе. Мотив и цель достижения.

2. Обсуждение «Как часто школьники переживают на уроке чувство успеха?»

Март

Зам. директора по УВР

7.

Творческий отчет молодых учителей

Апрель

Директор школы

 

Посещение уроков и внеклассных мероприятий, с последующим развернутым анализом, осуществление индивидуальных консультаций, помощь в решении текущих проблем

В течении года

Администрация школы

 Приложение № 4 

п/п

Содержание

Ответственные

Сроки

1

Посещение и анализ уроков (по графику)

Обсуждение посещенных уроков, мероприятий

Администрация школы

В течение года

2

Контроль работы наставника 

Администрация школы

В течение года

3

Оказание практической помощи. Беседы. 

Администрация школы

В течение года

4

Активное участие во всех методических мероприятиях в школе:

  • Предметная неделя
  • Педсоветы
  • Неделя педагогического мастерства
  • Семинары
  • Открытые уроки и т.п.
  • Фестиваль ученических лекций
  • Ярмарка наук
  • Научно-практическая конференция

 

Учителя-наставники

В течение года

5

Посещение молодым специалистом уроков молодых учителей, опытных учителей.

Зам. директора по УВР

В течение года

6

Проведение диагностики уровня профессиональной компетенции молодых специалистов

Администрация школы

Октябрь, май

7

Проведение административных срезов знаний в рамках ВШК.

Администрация школы

Октябрь, апрель

8

«Портфолио молодого педагога»

Зам директора по УВР

Ноябрь

9

Заседание ШМУ - Подведение итогов стажировки. Методическая выставка достижений молодого педагога. Отчеты наставников о   работе с молодыми   педагогами

Зам директора по УВР

Май

 

 

 

 

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"


Распоряжение Комитета по образованию от 17.10.2023 г. №1315-р "Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) в Санкт-Петербурге"


Распоряжение Комитета О порядке проведения итогового сочинения ( изложения ) в СПБ в 2022-2023 уч. году № 3042-р от 10.11.22


Распоряжение Комитета О проведении итогового сочинения ( изложения) в 11 классе в 2022-2023 уч. году № 2211-р


Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.10.2021 № 04-416 «Методические рекомендации по проведению итогового сочинения (изложения)»


Итоговое сочинение: изменения в 2022/23 учебном году


Даты проведения итогового сочинения в 2022-2023 учебном году


Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения


Критерии оценивания итогового сочинения


Структура закрытого банка тем итогового сочинения


Образец комплекта тем итогового сочинения


Расписание проведения ИС-11 в 2023-2024 учебном году


Регистрация участников ИС-11 в 2023-2024 учебном году


Правила заполнения бланков ИС-11